Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Александр Востоков

Бог в нравственном мире

 

Да воспоет иной, с Клопштоком и Мильтоном,

        Миров и ангелов творца;

Или ко Всецарю, в мольбе, псаломским тоном,

        Свое и наше воскрилит сердца:

Природы в чудесах Его изображает,

Величием Его наш разум поражает.

 

Я в мире нравственном Содетеля пою.

Не нужно отлетать мне в сферы неизвестны:

Земля, на коей мы дышим, - феатр нетесный,

Где узрю, Господи, премудрость я Твою!

В деяньях, в помыслах искать Тебя я буду,

        И в заблуждениях людских.

Ты Сам невидимо присутствуешь повсюду;

Все к исполнению намерений Твоих!

 

        Тобой рождаются, цветут, падут народы.

Что пало, вновь взойдет, и плод даст, что цвело.

Из свитка вечности Ты развиваешь годы,

        Несущи благо нам и зло.

Зло? - но оно таким для нас, для малозрящих!

Противно детям так целебно питие,

Чем против воли их, в болезнях, им грозящих,

Блюдут родители их нежно бытие.

 

        Из нечетов лишь чет, из хаосов порядок.

Сии Ты всем вещам законы начертал!

Ты хочешь, чтоб покой был утружденным сладок,

И да не пожнет тот, кто нивы не вспахал.

В трудах и бедствиях лишь доблесть познается,

И мудрость лишь одним неленостным дается.

 

        Но если видится нам злобы торжество,

Неправосудие коль правду угнетает,

Лукавство простоте коль сети соплетает,

Коль жертва сильного слабейше существо, -

Злодеев счастию завидовать не будем!

Земные благи все оставим в их руках:

        Недостает сим жалким людям

                Первейшего из благ -

Спокойствия души и сердца неукорна.

 

Блажен, владеющий сокровищем таким!

Он, если бы и пал плачевной жертвой злым,

Ему и смерть триумф,- им жизнь гнусна, позорна.

        Их души под бичом Твоим.

Незримые Твои удары настигают

Повсюду их. Вотще от оных убегают,

Жегомой совестью душе ища прохлад

В стяжаньях, в роскошах и в шуме ложной славы:

        Им всяко место, всякий час им ад,

                Коль путь оставлен ими правый.

Но тот, кто столько зол, что совесть заглушил,

Наказан самою бесчувственностью будет.

        Помрет он скотски, так как жил,

И заслуженного в сем мире не избудет

        Ни злой, ни добрый человек.

 

Откуда мы пришли, куда пойдем, - не знаем;

Но не без Бога наш земной проходит век.

Не глас ли Божий мы в самих себе внимаем,

        Глас одобрений и упрек?

Не Богом ли самим в нас светит разум здравый,

Сквозь мрак безумия, с которым он в борьбе!

Сквозь беснование разврата добры нравы

Идут из века в век не по Его ль судьбе?

На всех Твоя судьба, о Боже, оправдится;

Без воли Твоея ничто не совершится:

А воля есть Твоя - порядок всех вещей.

 

И ежели доднесь убийственных мечей

И огнедышаших бойниц не покидаем;

        Средь мира даже тысящью смертей,

Распутством, завистью враждой себя снедаем -

В том не иное зрю, как благотворный ветр,

Который бурями стихии очищает,

        Застаиваться им мешает.

Он минет - и земля из освеженных недр

Нам жизни новые произведет с избытком,

И новый разольет нектар в эфире жидком.

 

        Железо лютыя войны

        Разорет недро тишины,

И улучшается народов целых жребий.

Бич Божий - Аттила и грозный Тамерлан

Не на век претворят края цветущи в степи;

Коммод какой-нибудь, неистовый тиран,

На человечество наложит тесны цепи

На малый токмо час. - Оно все узы рвет

И с новой силою к добру свой имет ход.

 

        Как мир физический живет движеньем,

        Моральный мир живет к добру влеченьем;

И в Боге обое соединенны суть.

        Он Движитель систем планетных,

Малейших и больших - равно нам неприметных,

И он же всем к добру, ко счастью кажет путь;

        Вернейшим счастия залогом

Свой истый огнь - любовь вложивый в нашу грудь.

Не по сему ли Ты наименован Богом (*)

        Издревле от языков всех,

Которы естества смотрели чудный бег,

Там солнце и луну, там звезды, метеоры,

Здесь многоплодные поля, леса и горы -

Младенческие их недальновидны взоры

В одних явлениях живоподобных тех

        Тебя искали,

И поклоненье им со страхом воздавали.

        Но мы, питомцы опытных времен,

Превыше ставшие природных феномен,

Которы мыслию берем в свое подданство

        Стихии, время и пространство, -

Познали, что сей мир толикого добра

Вместилище, сей мир, толико благолепный,-

Есть преходящая и грубая кора,

Под коею живет духовный мир бессмертный;

        А оного душа и центр есть Ты,

Источник истины, источник красоты!

Велик в явлениях физической природы,

Ее же действием и ходом правишь Сам,

Но более велик в явлениях свободы,

Тобой дарованной моральным существам!

Дар драгоценнейший! дабы они равнялись

С Тобой: своим бы лишь рассудком управлялись

        В избрании себе путей;

Рабами ль быть, или - царями быть страстей.

        В судьбе души своей всевластны,

Почтенны и тогда, когда чрез то несчастны,-

        То заблужденный шаг свободы был,

        Она ж всегда святее принужденья,

Инстинкт звериный чужд порока, заблужденья,

За то лишен и тех парящих к Богу крил,

Которы суть удел свободных, умных сил.

        Как орлии птенцы расправят

        Растущи перья мышц своих,

        С веселием гнездо оставят,

Где воспиталося слепое детство их,-

Так точно человек, познав себя духовным,

        Уже не прилеплен к земле;

        Мерзя всем тленным и греховным,

        Подымет ангельски криле, -

        И в лоно Бога возлетает,

И черплет в полноту души оттоль любовь,

Которую потом на ближних изливает

        Посредством дел своих и слов.

 

        Любовию он строит грады,

        Триумф и славу общежития,

        Ведет людей к законам правды,

Их человечество им чувствовать дая.

Любовью силен он над поздними веками;

        И за священные дары ея

Достойно иногда могли прослыть богами

Благотворители, наставники людей.

 

Таков божественный был древле Моисей (**), -

Законодатели, святители, пророки,

Которых чистая душа и ум высокий -

Изображения суть Бога самого.

Достойнейшие те возвестники Его!

 

Венец на сей земле всех божиих творений

Есть человечества неутомимый гений,

        Ему же покорен весь свет.

Трудам и розыскам его пределов нет;

Упорнейшие он преграды разрушает,

        Себя и мир усовершает...

Зачем? - изящное и доброе любя,

Он в мире и в себе желает зреть Тебя!

О если бы - кого зрит в мире вездесущим,

Того он зрел всегда в душе своей живущим

        И шествовал того путем, -

        Счастлив бы человек был в мире сем!

Его в объятия свои зовет природа

И наслаждения чистейшие сулит.

Всяк возраст жизненный и всяко время года

        Разнообразно веселит.

Забота бледная подчас его тревожит,

Болезнь и бедствие хотят его препнуть, -

        Но трудность в нем охоту множит

        Ко храму счастья досягнуть.

Любовь к отечеству и должность гражданина,

Любовь семейная, отца, супруга, сына -

Раждают много слез, но сколько ж и отрад!

А с бедным иногда и плакать кто не рад! -

И все те сладости любовь нам доставляет;

Любовь, которая символ Твой составляет

        Всесохраняющий Отец!..

Да принесут Тебе все люди дань сердец!

        Как утренний туман, исчезнет

        Мрак умственный, душевный хлад,

        И солнце милости воскреснет,

        Чтобы проникнуть в самый ад.

Тогда Твоя любовь землей возобладает.

Всех, всех обрадует златой ее восход.

Ожесточеннейший в лучах ее растает,

        Как в теплом солнце вешний лед.

 

1807