Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Анализ стихотворения: Полдень

Фёдор Тютчев

Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» 1850 года высоко оценивает пейзажную лирику Федора Ивановича. По его мнению, ключевое достоинство стихотворений Тютчева — живое, грациозное, пластически-верное изображение природы. В качестве одного из примеров Некрасов как раз приводит «Полдень».

Полдень

 

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

 

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет;

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

 

1829