Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Дмитрий Сухарев

Диалог о рифме, или экспериментум круцис

 

1

 

«Но, мой Паскаль, — он говорил Паскалю, —

Допустим, я для рифмы пасть оскалю,

И — что? Какая общая черта

Роднит тебя, Паскаль, с оскалом рта?

С пасхальным звоном? Пасквилем? Паскудством?

Такой подход граничит с безрассудством.

Не вижу в этом смысла ни черта!»

 

«А ты увидь! — Паскаль ему на это. —

Ведь ты же сам, Декарт, чутьём поэта

Назвал Монблан, а не Па-де-Кале.

Монблан — скала. От звука шаг до сути.

Ты подсказал, как сдвинуть столбик ртути,

И я, Па-скаааль, полезу пааа скаа-ле!» 1)

 

Сей диалог имел происходить

В подпитии хвастливом и хвалебном,

Когда Декарт придумал восходить

С запаянною трубкой и молебном

(Экспериментум круцис!) на Монблан.

Молебен — вздор? Так с этим нету спору:

На языке вертелся мооо-нооо-план,

Да монопланов не было в ту пору.

 

II

 

«Но ртуть-то будет пааа-дать по шкааа-ле! —

Вскричал Декарт. — Тогда, согласно вздору,

Что ты несёшь, не лезть бы надо в гору,

А опрометью мчать к Пааа-де-Каааале!»

Паскаль зевнул: «Так с этим нету спору...

                     Седлаю?»

Оппонент хлебнул из кружки:

«Ну нет, пешком. Пешком, но как из пушки». 2)

 

III

 

Здесь к Пушкину приходит наш рассказ.

Давно пора! Сам спор — не о ключе ли

К его стихам? Не зря же битый час

Мы проторчали с трубкой Торричелли.

Зато и слово выплыло как раз.

Итак: межполушарные качели!

 

Валяй, качайся — славная игра:

Одним поём, в другом ума палата.

О ртуть, она прозреньями чревата!

Так вот куда вела Монблан-гора!

 

IV

 

Там Анна пела с самого утра.

 

V

 

Поэзия должна быть глуповата.

 

1984