Иосиф Бродский

Иосиф Бродский

I 
  
Я пил из этого фонтана 
в ущелье Рима. 
Теперь, не замочив кафтана, 
канаю мимо. 
Моя подружка Микелина 
в порядке штрафа 
мне предпочла кормить павлина 
в именьи графа. 
  
II 
  
Граф, в сущности, совсем не мерзок: 
он сед и строен. 
Я был с ним по-российски дерзок, 
он был расстроен. 
Но что трагедия, измена 
для славянина, 
то ерунда для джентльмена 
и дворянина. 
  
III 
  
Граф выиграл, до клубнички лаком, 
в игре без правил. 
Он ставит Микелину раком, 
как прежде ставил. 
Я тоже, впрочем, не в накладе: 
и в Риме тоже 
теперь есть место крикнуть «Бляди!», 
вздохнуть «О Боже». 
  
IV 
  
Не смешивает пахарь с пашней 
плодов плачевных. 
Потери, точно скот домашний, 
блюдет кочевник. 
Чем был бы Рим иначе? гидом, 
толпой музея, 
автобусом, отелем, видом 
Терм, Колизея. 
  
V 
  
А так он – место грусти, выи, 
склоненной в баре, 
и двери, запертой на виа 
дельи Фунари. 
Сидишь, обдумывая строчку, 
и, пригорюнясь, 
глядишь в невидимую точку: 
почти что юность. 
  
VI 
  
Как возвышает это дело! 
Как в миг печали 
все забываешь: юбку, тело, 
где, как кончали. 
Пусть ты последняя рванина, 
пыль под забором, 
на джентльмена, дворянина 
кладешь с прибором. 
  
VII 
  
Нет, я вам доложу, утрата, 
завал, непруха 
из вас творят аристократа 
хотя бы духа. 
Забудем о дешевом графе! 
Заломим брови! 
Поддать мы в миг печали вправе 
хоть с принцем крови! 
  
VIII 
  
Зима. Звенит хрусталь фонтана. 
Цвет неба – синий. 
Подсчитывает трамонтана 
иголки пиний. 
Что год от февраля отрезал, 
он дрожью роздал, 
и кутается в тогу цезарь 
(верней, апостол). 
  
IX 
  
В морозном воздухе, на редкость 
прозрачном, око, 
невольно наводясь на резкость, 
глядит далеко – 
на Север, где в чаду и в дыме 
кует червонцы 
Европа мрачная. Я – в Риме, 
где светит солнце! 
  
X 
  
Я, пасынок державы дикой 
с разбитой мордой, 
другой, не менее великой 
приемыш гордый, – 
я счастлив в этой колыбели 
Муз, Права, Граций, 
где Назо и Вергилий пели, 
вещал Гораций. 
  
XI 
  
Попробуем же отстраниться, 
взять век в кавычки. 
Быть может, и в мои страницы 
как в их таблички, 
кириллицею не побрезгав 
и без ущерба 
для зренья, главная из Резвых 
взглянет – Эвтерпа. 
  
XII 
  
Не в драчке, я считаю, счастье 
в чертоге царском, 
но в том, чтоб, обручив запястье 
с котлом швейцарским, 
остаток плоти терракоте 
подвергнуть, сини, 
исколотой Буонаротти 
и Борромини. 
  
XIII 
  
Спасибо, Парки, Провиденье, 
ты, друг-издатель, 
за перечисленные деньги. 
Сего податель 
векам грядущим в назиданье 
пьет чоколатта 
кон панна в центре мирозданья 
и циферблата! 
  
XIV 
  
С холма, где говорил октавой 
порой иною 
Тасс, созерцаю величавый 
вид. Предо мною – 
не купола, не черепица 
со Св. Отцами: 
то – мир вскормившая волчица 
спит вверх сосцами! 
  
XV 
  
И в логове ее я – дома! 
Мой рот оскален 
от радости: ему знакома 
судьба развалин. 
Огрызок цезаря, атлета, 
певца тем паче 
есть вариант автопортрета. 
Скажу иначе: 
  
XVI 
  
усталый раб – из той породы, 
что зрим все чаще – 
под занавес глотнул свободы. 
Она послаще 
любви, привязанности, веры 
(креста, овала), 
поскольку и до нашей эры 
существовала. 
  
XVII 
  
Ей свойственно, к тому ж, упрямство. 
Покуда Время 
не поглупеет как Пространство 
(что вряд ли), семя 
свободы в злом чертополохе, 
в любом пейзаже 
даст из удушливой эпохи 
побег. И даже 
  
XVIII 
  
сорвись все звезды с небосвода, 
исчезни местность, 
все ж не оставлена свобода, 
чья дочь – словесность. 
Она, пока есть в горле влага, 
не без приюта. 
Скрипи, перо. Черней, бумага. 
Лети, минута. 
  
          февраль 1981

Популярные стихи

Белла Ахмадулина
Белла Ахмадулина «Это я...»
Борис Пастернак
Борис Пастернак «Спекторский»
Зинаида Гиппиус
Зинаида Гиппиус «Закат»
Олжас Сулейменов
Олжас Сулейменов «Волчата»
Римма Казакова
Римма Казакова «Дураки»
Вера Полозкова
Вера Полозкова «Ты умело сбиваешь спесь»