Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Виктор Соснора

Вторая Троя

 

1

 

Какое красок обедненье!

 

И номера домов бледнели,

и пошевеливались листья, -

бледнозеленые мазки.

Поспешных пешеходов лица -

как маленькие маяки.

Двояковыгнутые линзы -

прозрачно выбритые лица -

вибрировали в отдаленьи,

вблизи,

в безжизненных ущельях

архитектуры.

Утепленье.

Ущербность красок.

Ущемленье.

 

2

 

Он образован этой ночью

на набережной.

 

Наш старик

пришел на корточках,

наощупь

сюда.

И сам себя воздвиг.

 

Старик

всю жизнь алкал коллизий,

но в жизни

трезво не взлетел.

Все признаки алкоголизма

цитировались на лице.

 

Согбенный пережиток прошлых

героик, -

эллин!

Адмирал! -

он отмирал.

И то не просто. -

Он аморально отмирал.

 

Ему бы памятником в Трою,

чтоб -

на колени, ерунда!

Он в тротуар стучал, как тростью

передним зубом!

И рыдал.

 

Он потерял лицо.

- Эй, дворник!

Я потерял.

Не поднимал?

 

Был дворник с юмором.

До боли

он, дворник, юмор понимал.

- Лицо?

С усами?

(И ни мускул не вздрогнул. Старичок дает!)

- Валяется тут всякий мусор.

Возможно, поднял и твое.

 

3

 

Поспешных пешеходов лица -

бледнозеленые мазки.

Пошевелившиеся листья -

как маленькие маяки.

 

Прямоугольны переплеты

окаменелостей-домов.

Все номера переберете

недавно изданных домов.

 

Раздвинете страницу двери,

обнимете жену-тетрадку,

с неподражаемым доверьем

протараторите тираду,

 

что стала ваша жизнь потолще,

что вы тучнеете, как злаки,

что лица вашего потомства -

как восклицательные знаки!

 

Прохожий,

ты, который бодрый,

осуществи, к примеру, подвиг:

уединись однажды ночью -

поулыбайся в одиночку.

 

Не перед ликом коллектива,

не перед лигой дружбы очной,

не перед зеркалом картинным -

поулыбайся в одиночку.

 

Ни возраста не поубавив,

моральной избежав резни,

дай бог тебе

поулыбайться!

Во всяком случае -

рискни!

 

Когда идет над берегами,

твердея,

ночь из алебастра

на убыль, -

ты,

не балаганя,

себе

всерьез

поулыбайся.

 

4

 

 

Сидела девочка на лавке,

склоня вишневую головку.

Наманикюренные лапки

ее лавировали ловко.

 

Она прощупывала жадно

(сжимались пальчики, что клеммы)

лицо,

которое держала

на лакированной коленке.

 

Она с лица срезала капли

росы излишней,

слез излишних.

Ее мизинчик - звонкий скальпель -

по-хирургически резвился.

 

Проделав серию процессов

прогулочных,

в ночь на сегодня,

свое лицо нашла принцесса,

решив тотчас его освоить.

 

Заломленный вишневый локон

был трогательно свеж и мил.

Прооперировано ловко.

Все в норме.

Направленье - в мир.

 

Теперь лицо, как звезды юга!

Свое.

Мечтательницы юной.

 

И цельное лицо.

Процессы

отображаются - к сближенью,

такое, как:

у поэтессы,

у агентессы по снабженью.

 

Теперь бы туфельками тикать,

да на троянского коня

бряцающий надеть канат

под видом тихой паутинки.

 

5

 

Любовь была не из любых.

Она любила. Он любил.

 

Рычала ночь богатырями,

вращая страсти колесо.

Любили как!

Он - потерявший,

она - нашедшая лицо.

 

Он - адмирал.

Она - Джульетта.

Любили!

Как в мильонах книг:

за муки ведь его жалела,

а он - за состраданье к ним.

 

Все перепутал чей-то разум.

Кто муж?

Которая жена?

Она не видела ни разу

его.

А он - и не желал.

 

Ведь адмирал был одинокий.

Вполне возможно - одноногий.

 

А девочка была, как дынька.

Глаза янтарные - гордыня.

 

Возможно, разыграли в лицах

комедию?

Так - не прошла.

Большое расхожденье в лицах:

он - потерял,

она - нашла.

 

6

 

Но ночи придают значенье,

которая бела -

случайно.

Встречают белую зачем-то,

а темную вот не встречают.

 

Встречайте темную! Танцуйте!

При снегопадах -

в дреме враг.

Охрану мудрую тасуйте

при белой ночи много раз.

 

Бинокли ей -

не карнавалы.

Вам карабины -

не валюта.

Уже крадутся караваны

забронированных верблюдов.

Троянский конь уже построен,

в нем варвары сужают веко

от ненависти.

Посторонне

им вето ваше.

Ваше вето.

 

Но оплодотворят потомков

они по своему подобью.

Подобны будут до безумья -

все узкоглазы, все безусы

потомки,

наголо, как сабли,

острижены,

равны, как гири.

 

А вы коня ведете сами

на карнавал.

И на погибель.

 

7

 

Дыхание алкоголизма.

Часы матерчаты, мягки.

Поспешных пешеходов лица -

как маленькие маяки.

 

Да лица ли?

Очередями

толпились только очертанья

лиц,

но не лица!

Контур мочки,

ноздря,

нетрезвый вырез глаза...

 

Лай кошки.

- Мяу - спальной моськи.

Ни лиц. Ни цели. И ни красок.

 

Перелицовка океана -

речушка в конуре из камня.

Да адмирала рев:

- Охрана!

Лицо ищу! -

Валяй, искатель.

Все ощутит прохожий вскоре.

И тон вина. И женщин тон.

Лишь восходящей краски скорби

никто не ощутит. Никто.

 

Прохожий, -

в здания какие! -

В архитектурные архивы

войдешь, не зная кто построил,

в свой дом

войдешь ты посторонним.

Ты разучил, какие в скобки,

какие краски - на щиты,

лишь восходящей краски скорби

тебе уже не ощутить.

 

Познал реакцию цепную,

на алых площадях мерцал...

 

Лицо любимое целуешь,

а у любимой нет лица.

 

1963