Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Владимир Маяковский

О патриархе Тихоне. Почему суд над милостью ихней?

 

               РАНЬШЕ

 

   Известно:

            царь, урядник да поп

   друзьями были от рожденья по гроб.

   Урядник, как известно,

   наблюдал за чистотой телесной.

   Смотрел, чтоб мужик комолый

   с голодухи не занялся крамолой,

   чтобы водку дул,

   чтобы шапку гнул,

   Чуть что:

             – Попрошу-с лечь... –

   и пошел сечь!

   Крестьянскую спину разукрасили влоск.

   Аж в российских лесах не осталось розг.

   А поп, как известно (урядник духовный),

   наблюдал за крестьянской душой греховной.

   Каркали с амвонов попы-вороны:

   – Расти, мол, народ царелюбивый и покорный! –

   Этому же и в школе обучались дети:

   «Законом божьим» назывались глупости эти.

   Учил поп, чтоб исповедывались часто.

   Крестьянин поисповедуется,

   а поп –

            в участок.

   Закрывшись ряской, уряднику шепчет:

   – Иванов накрамолил –

   дуй его крепче! –

   И шел по деревне гул

   от сворачиваемых крестьянских скул,

   Приведут деревню в надлежащий вид,

   кончат драть её –

   поп опять с амвона голосит.

   – Мир вам, братие! –

   Даже в царство небесное провожая с воем,

   покойничка вели под поповским конвоем.

   Радовался царь.

   Благодарен очень им –

   то орденом пожалует,

   то крестом раззолоченным.

   Под свист розги,

   под поповское пение,

   рабом жила российская паства.

   Это называлось: единение

   церкви и государства.

 

                 ТЕПЕРЬ

 

   Царь российский, финляндский, польский,

   и прочая, и прочая, и прочая –

   лежит где-то в Екатеринбурге или Тобольске:

   попал под пули рабочие.

   Революция и по урядникам

   прошла, как лиса по курятникам.

   Только поп

   всё ещё смотрит, чтоб крестили лоб.

   На невежестве держалось Николаево царство,

   а за нас нечего поклоны класть.

   Церковь от государства

   отделила рабоче-крестьянская власть.

   Что ж,

   если есть еще дураки несчастные,

   молитесь себе на здоровье!

   Ваше дело -

   частное.

   Говоря короче,

   денег не дадим, чтоб люд морочить.

   Что ж попы?

   Смирились тихо?

   Власть, мол, от бога?

   Наоборот.

   Зовет патриарх Тихон

   на власть Советов восстать народ.

   За границу Тихон протягивает ручку,

   зовет назад белогвардейскую кучку. –

   Его святейшеству надо,

   чтоб шли от царя рубли да награда.

   Чтоб около помещика-вора

   кормилась и поповская свора.

   Шалишь, отец патриарше, –

   никому не отдадим свободы нашей!

 

   За это

   власть Советов,

   вами избранные люди,

   за это –

   патриарха Тихона судят.

 

   [1923]