Первая строфа. Сайт русской поэзии

Все авторыАнализы стихотворений

Владимир Высоцкий

Ноты

 

Я изучил все ноты от и до,

Но кто мне на вопрос ответит прямо?

Ведь начинают гаммы с ноты «до»

И ею же заканчивают гаммы.

 

Пляшут ноты врозь и с толком.

Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока

Разбросает их по полкам

Чья–то дерзкая рука.

 

Известно музыкальной детворе, –

Я впасть в тенденциозность не рискую, –

Что занимает место нота «ре»

На целый такт и на одну восьмую.

 

Какую ты тональность не возьми –

Неравенством от звуков так и пышет.

Одна и та же нота, скажем, «ми»,

Звучит сильней, чем та же нота – выше.

 

Пляшут ноты врозь и с толком.

Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока

Разбросает их по полкам

Чья–то дерзкая рука.

 

Выходит – все у нот, как у людей,

Но парадокс имеется, да вот он:

Бывает, нота «фа» звучит сильней,

Чем высокопоставленная нота.

 

Вдруг затесался где–нибудь бемоль,

И в тот же миг, как влез он беспардонно,

Внушавшая доверье нота «соль»

Себе же изменяет на полтона.

 

Пляшут ноты врозь и с толком.

Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока

Разбросает их по полкам

Чья–то дерзкая рука.

 

Сел композитор, жажду утоля,

И грубым знаком музыку прорезал.

И нежная, как бархат, нота «ля»

Свой голос повышает до диеза.

 

И, наконец, – Бетховена спроси, –

Без ноты «си» нет ни игры, ни пенья.

Возносится над всеми нота «си»

И с высоты взирает положенья.

 

Пляшут ноты врозь и с толком.

Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока

Разбросает их по полкам

Чья–то дерзкая рука.

 

Не стоит затевать о нотах спор,

Есть и у них тузы и секретарши.

Считается, что в си–бемоль минор

Звучат прекрасно траурные марши.

 

А кроме этих подневольных нот

Еще бывают ноты–паразиты.

Кто их сыграет, кто их пропоет?...

Но с нами – бог, а с ними – композитор!

 

Пляшут ноты врозь и с толком.

Ждут «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» и «си», пока

Разбросает их по полкам

Чья–то дерзкая рука.

 

1967